ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ февраль 2020
Цель данного обзора
– проинформировать пользователя о новых и наиболее значимых материалах ИС 1С:ИТС, продемонстрировать возможности программы "1С:Предприятие", представить самые интересные вопросы пользователей программ 1С.
- Изменения в законодательстве и отчетность – коротко о важном
- Система "1С:Предприятие" – возможности программы
- ИС 1С:ИТС – информация на каждый день
- Отвечает аудитор
Изменения в законодательстве и отчетность – коротко о важном
Меняется порядок подачи сведений о среднесписочной численности работников
Сведения о среднесписочной численности работников предстоит представлять в инспекцию в составе расчета по страховым взносам. Это предусмотрено Федеральным законом от 28.01.2020 № 5-ФЗ (далее – Закон № 5-ФЗ). Новые положения вступят в силу с 01.01.2021 (п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона № 5-ФЗ).
Следовательно, впервые отчитаться о среднесписочной численности работников вместе с подачей расчета по взносам потребуется в 2021 году по итогам 2020 года.
Напомним, что в настоящее время подача данных о численности работников не связана с представлением отчетности по страховым взносам (п. 3 ст. 80 НК РФ). Сведения подаются ежегодно в срок не позднее 20 января. Так, отчитаться о среднесписочной численности сотрудников за 2019 год нужно было не позднее 20 января 2020 года.
Если организация создана или реорганизована в течение года, то сейчас она должна представить указанные сведения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания или реорганизации.
Заметим, что Закон № 5-ФЗ не содержит положений, обязывающих созданные или реорганизованные в течение года компании отчитываться в сроки, указанные в действующей редакции НК РФ.
Расчет по взносам подается по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года) и по итогам года. Получается, что в случае создания или реорганизации юрлица (регистрации ИП) сведения о среднесписочной численности сотрудников плательщик страховых взносов (организация или ИП) должен будет подать в составе расчета по взносам за ближайший отчетный период.
Пособия на 2020 год проиндексированы
С 1 февраля 2020 года Правительство РФ установило коэффициент индексации в размере 1,030 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных отдельными законами РФ (см. постановление Правительства РФ от 29.01.2020 № 61).
В частности, проиндексированы и должны с 1 февраля 2020 года выплачиваться в следующих суммах:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель) – 675,15 руб. (655,49 руб. x 1,030);
- единовременное пособие при рождении ребенка – 18 004,12 руб. (17 479, 73 руб. x 1,030);
- минимальное ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком – 3 375,77 руб. (3 277,45 руб. x 1,030);
- минимальное ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком и последующими детьми – 6 751,54 руб. (6 554,89 руб. x 1,030).
Если сотруднице (сотруднику) пособие по уходу за ребенком назначено до 01.02.2019 в минимальном размере, то с указанной даты его также необходимо платить с учетом индексации на коэффициент 1,030.
Также с проиндексированной "минималкой" нужно сравнить пособие, назначенное ранее в процентах от среднего заработка. Если оно окажется ниже проиндексированного, то с 01.02.2020 ежемесячное пособие работодатель обязан выплачивать в минимальном размере с учетом индексации (ч. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).
Наряду с пособиями в связи с материнством работодатели должны назначать с 01.02.2020 в проиндексированном размере следующие выплаты:
- пособие на погребение. Новый размер пособия составляет 6 124,86 руб. (5 946,47 руб. x 1,030);
- максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием. Он не должен превышать 318 409,52 руб. (4 x 77 283,86 руб. x 1,030).
Утверждена форма СЗВ-ТД
Новая форма отчетности для работодателей (СЗВ-ТД) утверждена постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п.
Обязанность сдавать эту форму установлена п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ).
Форма необходима для передачи данных о трудовой деятельности работников в информационные ресурсы ПФР.
Отчитываться по форме СЗВ-ТД необходимо за всех работников, с которыми заключены трудовые договоры, включая совместителей и тех, кто трудится дистанционно (п. 1.4 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п, далее – Порядок).
В Порядке не упомянуты работники, которые трудятся на дому. Однако, по нашему мнению, их в целях подачи СЗВ-ТД необходимо относить к категории дистанционных сотрудников. При этом важно, что даже если сотрудник выбрал бумажную форму трудовой книжки, работодатель все равно должен сдавать на него форму СЗВ-ТД (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ, п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).
СЗВ-ТД заполняется отдельно на каждого работника. Если численность занятых по трудовым договорам составляет 25 человек и более за месяц, предшествующий месяцу подачи, то отчетность необходимо сдавать в электронном виде. Подробнее см. новость.
Коэффициенты-дефляторы на 2020 год изменились
Коэффициенты-дефляторы используются при расчете НДФЛ, торгового сбора и при применении спецрежимов ЕНВД и ПСН.
Для целей УСН применение коэффициента-дефлятора также предусмотрено НК РФ, однако пока эта норма заморожена. Поэтому в 2020 году для определения права на применение УСН используется коэффициент, который равен 1 (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).
Ежегодно коэффициенты определяет Минэкономразвития России. На текущий 2020 год они установлены приказом ведомства от 21.10.2019 № 684. См. об этом новость. Однако приказом от 10.12.2019 № 793 Минэкономразвития России скорректировало их значения.
Так, теперь коэффициенты-дефляторы на 2020 год следующие:
- по НДФЛ – 1,810;
- по ЕНВД – 2,005;
- по ПСН – 1,589;
- по торговому сбору – 1,379.
Установлены ставки для расчета платы за НВОС на 2020 год
Для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду необходима информация о (п. 1 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, далее – Закон № 7-ФЗ):
- платежной базе по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, и по классу опасности отходов. Перечень загрязняющих веществ утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. А класс опасности отходов определяется на основании Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242;
- ставках платы;
- коэффициентах, установленных п. 5 – 6 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, величина которых зависит от объема (массы) выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещенных отходов;
- дополнительных коэффициентах к ставкам платы. Эти коэффициенты ежегодно устанавливает Правительство РФ.
Ставки платы за НВОС на 2016 – 2018 гг. утверждены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.
Правительство РФ постановлением от 24.01.2020 № 39 установило, что при исчислении платы за 2020 год необходимо применять ставки, утвержденные для 2018 года (п. 2 постановления № 39).
Также постановлением № 39 установлен дополнительный коэффициент к ставкам в размере 1,08.
Необходимо иметь в виду, что в случае осуществления деятельности на объекте или территории, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставке платы применяется еще один коэффициент в размере 2 (п. 2 постановления № 913).
Вносить плату необходимо ежегодно в срок не позднее 1 марта (п. 2, 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).
В 2020 году плату по итогам 2019 года следует перечислить не позднее 29 февраля, т.к. 1 марта приходится на воскресенье, а перенос сроков для внесения платы Законом № 7-ФЗ не предусмотрен.
Какие новшества необходимо учесть при расчете платы за НВОС по итогам 2019 года?
Юрлица и ИП, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС), перечисляют ее раз год не позднее 1 марта (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, далее – Закона № 7-ФЗ).
Плата за НВОС рассчитывается в порядке, предусмотренном ст. 16.2 – 16.3 Закона № 7-ФЗ и Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила).
Платежная база для исчисления платы определяется исходя из объема (массы) выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объема (массы) размещенных отходов (п. 1 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ). При этом принимаются во внимание следующие факторы:
- превышены ли нормативы допустимых выбросов, сбросов, лимиты размещения отходов;
- превышен ли объем (масса) временно разрешенных выбросов (сбросов);
- представлена ли документация, регулирующая деятельность на объекте негативного воздействия.
База умножается на ставку платы и на дополнительные коэффициенты, которые зависят и от соблюдения нормативов и лимитов выбросов, сбросов, размещенных отходов (ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ).
Напомним, что с 01.01.2019 действуют поправки в законодательство об охране окружающей среды и в законодательство об обращении с отходами.
С указанной даты вид отчетности, которая должна быть в наличии у природопользователей, зависит от категории негативного воздействия, присвоенной объекту НВОС. Таких категорий четыре. Так, при осуществлении деятельности на объекте:
- I категории – юрлица и ИП обязаны получить комплексное экологическое разрешение (ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ);
- II категории – юрлица и ИП должны подать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ);
- III категории – юрлица и ИП обязаны составлять отчет о результатах производственного экологического контроля;
- IV категории – в данном случае не нужно вносить плату за НВОС (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ). Представление отчетности о выбросах, сбросах и образовании отходов не требуется (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).
В связи с упомянутыми поправками, действующими с 01.01.2019, положения в Правила также потребовалось скорректировать. О готовящихся поправках сообщали специалисты Минприроды России в письме от 31.10.2019 № 19-47/26920.
С 30.12.2019 действует постановление Правительства от 27.12.2019 № 1904 (далее – постановление № 1904), которым в Правила внесены необходимые изменения. Их необходимо учитывать при расчете платы за 2019 год (п. 2 постановления № 1904).
Так, повышенные коэффициенты применяются к ставкам платы, если объем (масса) выбросов, сбросов, объем (масса) размещенных отходов превышают те, которые указаны (п. 11 (1) – 11 (4) Правил) в:
- комплексном экологическом разрешении;
- декларации о воздействии на окружающую среду;
- отчетности о результатах производственного экологического контроля.
Также в повышенном размере плата за НВОС рассчитывается в случае отсутствия у плательщика перечисленной документации.
Исключение – случаи, когда плательщики, осуществляющие деятельность на объектах I и II категории, до 01.01.2019 оформили разрешительную документацию по прежним правилам. Они вправе вести деятельность с применением таких документов до окончания срока их действия либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду.
В такой ситуации "санкции" в виде повышенных коэффициентов к ставкам платы за НВОС в случае непредставления новых форм документов на них не распространяются (п. 12 – 12 (1) Правил).
Скорректированы контрольные соотношения показателей расчета 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам
Расчет по форме 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам считаются заполненными правильно, если выполнены контрольные соотношения показателей этих форм. ФНС России внесла изменения в эти соотношения (см. письмо от 17.01.2020 № БС-4-11/529@). Так, при проверке в расчете 6-НДФЛ средней заработной платы указанная зарплата теперь определяется в целом по налоговому агенту, а не по каждому работнику, как было ранее.
При проверке в расчете по страховым взносам соотношения зарплаты, начисленной работникам, с МРОТ и со средней отраслевой зарплатой в субъекте РФ указанное соотношение теперь определяется отдельно за 1-й квартал расчетного периода и за последующие отчетные периоды.
Утверждены правила маркировки парфюмерии
В России вводится обязательная маркировка парфюмерии. Правила маркировки установило Правительство РФ постановлением от 31.12.2019 № 1957. Маркировать следует духи и туалетную воду с кодами ОКПД2 группы 20.42.11 и с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3303 00.
Организации и предприниматели, которые занимаются производством, импортом, хранением, транспортировкой и продажей указанных товаров, должны вносить в систему мониторинга сведения об их маркировке, вводе в оборот, обороте и выводе из оборота с 1 октября 2020 года. Наносить маркировку и передавать данные в систему мониторинга можно уже с 10 января 2020 года. С 1 октября 2020 года ввод в оборот, оборот и вывод из оборота немаркированных товаров запрещен (пп. "д" п. 2, п. 3, 6 постановления № 1957).
Особый срок маркировки предусмотрен для товаров, произведенных (ввезенных) в РФ до 1 октября 2020 года, которые не были реализованы до этой даты. До 30 сентября 2021 года включительно их можно продавать без нанесения маркировки (пп. "е" п. 2 постановления № 1957).
Товар маркируют (п. 22 Правил):
- производители,
- импортеры,
- комиссионеры (если получают товар на реализацию от физлица),
- участники оборота, если утрачен или поврежден код, ранее нанесенный на товар,
- участники оборота, у которых на 1 октября 2020 года есть немаркированные остатки товара.
Участник оборота должен зарегистрироваться в системе мониторинга. После регистрации в ЦРПТ в электронной форме направляется заявка на предоставление удаленного доступа к устройству регистрации эмиссии (на это отводятся 90 календарных дней с момента заявки) (пп. "а" п. 5 постановления № 1957).
Для того чтобы промаркировать товар в ЦРПТ, направляется заявка на получение кодов маркировки. Регистрируя информацию о товаре в системе, оператор направляет в устройство регистрации эмиссии заявителя информацию о составе кодов маркировки (31-35 Правил).
Рекомендуем заранее подключиться и наладить взаимодействие с информационной системой, чтобы своевременно маркировать товары, включая их остатки. Организациям и предпринимателям, которые были участниками эксперимента на 30.11.2019, повторно регистрироваться в системе мониторинга не нужно. Недостающие сведения они вправе внести до 31 марта 2020 года (п. 4 постановления № 1957).
Утверждены коды доходов и порядок их указания работодателем в платежном поручении
С 01.06.2020 все организации и ИП, перечисляющие какие-либо выплаты на счета (карточки), обязаны указывать специальные коды вида дохода по этим суммам. Коды должны указываться по доходам, с которых не производится удержание по исполнительным документам, а также по доходам, размер удержания с которых ограничен. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон № 229-ФЗ) Федеральным законом от 21.02.2019 № 12-ФЗ. Мы писали об этом в новости.
В Указаниях от 14.10.2019 № 5286-У (опубликованы 21.01.2020 на сайте http://www.cbr.ru/) Банк России установил числовые значения таких кодов, а также порядок их заполнения:
- "1" – при переводе зарплаты или иных доходов (в т.ч. и оплаты по ГПД), размер взыскания с которых ограничен ст. 99 Закона № 229-ФЗ;
- "2" – при переводе доходов, с которых согласно ст. 101 Закона № 229-ФЗ удержания не производятся (например, компенсации в связи с командировкой). Этот код не проставляется при перечислении доходов, на которые согласно ч. 2 ст. 101 Закона № 229-ФЗ ограничения на удержание не распространяются. Для таких доходов установлен код "3";
- "3" – при переводе выплат, поименованных в п. 1 и п. 4 части 1 ст. 101 Закона
№ 229-ФЗ, поскольку с этих выплат могут быть удержаны алименты на несовершеннолетних детей и выплаты в возмещение вреда в связи с потерей кормильца (ч. 2 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Это:
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
- компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
При переводе денежных средств, которые под коды 1, 2, 3 не подпадают, указывать какие-либо иные коды не нужно.
Коды указываются в:
- поле 20 "Наз.пл." платежного поручения;
- свободном реквизите банковского ордера;
- отдельном реквизите распоряжения о переводе денежных средств.
Лицензии будут электронными
С 1 января 2021 года лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности перестанут выдавать в виде бумажного документа (см. Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ). Вместо этого введена так называемая реестровая модель лицензирования, согласно которой право организаций и ИП на осуществление лицензируемых видов деятельности будет подтверждаться не бумажной лицензией, как это происходит сейчас, а соответствующей записью в реестре лицензий. День внесения такой записи в реестр будет днем предоставления лицензии.
Желающие ознакомиться с информацией о лицензии, выданной той или иной организации или ИП, смогут получить необходимые сведения в виде выписки из реестра, обратившись в лицензирующий орган либо в МФЦ с заявлением. Бумажная выписка будет выдаваться за плату, в то время как электронная выписка, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, будет бесплатной.
Лицензии, выданные до 01.01.2021, подтверждают наличие лицензии у ее обладателя на эту дату. Таким образом, выданные ранее лицензии будут действительными, подавать заново документы не потребуется.
Электронный полис ОСАГО можно предъявить инспектору на смартфоне
2 января 2020 года вступили в силу поправки в Правила дорожного движения РФ, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1747.
Теперь полис ОСАГО, оформленный в электронном виде, можно предъявить инспектору ГИБДД как в бумажном виде, так и в электронном с экрана мобильного устройства (смартфона, планшета и т.д.) (п. 2.1.1(1) ПДД РФ). Раньше электронный страховой полис нужно было предъявлять только в виде распечатанного на бумаге документа.
Напомним, что с 01.07.2015 автовладельцы могут оформлять полисы ОСАГО на сайте страховой компании без посещения ее офиса. По своей юридической силе электронные полисы приравниваются к бумажным.
В какой срок лучше подать заявление на льготы по транспортному и земельному налогам?
Для освобождения от уплаты транспортного и земельного налогов за 2020 год организации должны подать в налоговый орган заявление о предоставлении льгот. Срок подачи заявления Налоговым кодексом не установлен. На это обратили внимание и специалисты ФНС России в письме от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@. Поэтому его можно подать в любое время в течение 2020 года. По нашему мнению, сделать это нужно не позднее 31 декабря 2020 года, поскольку с 1 января 2021 года налоговые органы смогут рассылать налогоплательщикам сообщения о неуплаченных суммах налога (подробнее см. новость).
Определяя срок подачи заявления, необходимо учитывать, что по результатам рассмотрения заявления налоговый орган должен направить организации уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе в предоставлении льготы. При этом уведомление о праве на льготу налоговый орган направит организации только при наличии сведений и документов, подтверждающих это право. Поэтому подавать заявление стоит только тогда, когда организация располагает подтверждающими документами.
Следует также отметить, что отсутствие заявления в налоговом органе не является основанием для уплаты авансовых платежей по транспортному и земельному налогам, если организация уверена, что после подачи заявления получит подтверждение льготы.
Заявление можно подать в налоговый орган в бумажном либо в электронном виде. Направлять его через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС нельзя, так как это не предусмотрено НК РФ.
Заявление по земельному налогу предоставляется только по земельным участкам, полностью освобождаемым от налога. В отношении земельных участков, по которым применяется пониженная ставка налога, представлять заявление не требуется.
Форма заявления и порядок его заполнения доступны в учетных решениях "1С:Предприятия 8".
Как заполнить заявление на налоговые льготы при наличии нескольких объектов?
Для освобождения от уплаты транспортного и (или) земельного налогов в 2020 году (при наличии льготы по этим налогам) организация должна подать в налоговый орган соответствующее заявление по утвержденной форме.
В соответствии с Порядком заполнения заявления на титульном листе и листе с информацией о льготе необходимо указывать КПП, присвоенный организации налоговым органом по месту нахождения транспортного средства и (или) земельного участка.
Организации могут иметь транспортные средства и земельные участки, расположенные на территориях с одним КПП или с несколькими КПП. Поэтому заявление необходимо заполнять с учетом следующего. Если все льготируемые объекты расположены на территории с одним КПП, то в отношении этих объектов организация заполняет одно заявление. Если организация имеет транспортные средства и земельные участки на территориях с несколькими КПП, то по каждому КПП заполняется отдельное заявление (см. письма ФНС России от 07.11.2019 № БС-4-21/22665@, от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@).
Утверждена форма жалобы для подачи в вышестоящий налоговый орган
Согласно ст. 137 НК РФ организации, предприниматели, а также иные лица вправе обжаловать в вышестоящем налоговом органе действия или бездействия должностных лиц, а также акты ненормативного характера нижестоящих налоговых органов.
Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Жалоба в электронной форме должна подаваться в формате, утвержденном ФНС России. По полученной жалобе вышестоящий налоговый орган должен принять соответствующее решение.
Приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@ утверждена форма жалобы, порядок ее заполнения, а также формат и порядок представления жалобы (аппеляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ней в электронной форме.
В соответствии с действующим порядком жалобу следует подавать в тот налоговый орган, действия которого обжалуются. В свою очередь указанный налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган обязан принять соответствующее решение и в течение трех дней со дня его принятия направить это решение лицу, подавшему жалобу. В зависимости от вида жалоба рассматривается налоговым органом в течение 15 дней либо в течение месяца со дня ее получения.
Утверждены правила маркировки шин
Правительство РФ постановлением от 31.12.2019 № 1958 утвердило правила маркировки шин. Маркировать необходимо:
- шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей (код ОКПД2 22.11.11, коды ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3, 4011 10 000 9)
- шины пневматические для мотоциклов (код ОКПД2 22.11.12.110, код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 40 000 0)
- шины и покрышки пневматические для автобусов и грузовых автомобилей (код ОКПД2 22.11.13.110, коды ТН ВЭД ЕАЭС 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 80 000 0)
- шины и покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин (код ОКПД2 22.11.14, код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 70 000 0)
- шины резиновые сплошные или полупневматические и прочие (код ОКПД2 22.11.15.120, код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 90 000 0)
Подробнее см. в комментарии.
Как изменятся форматы фискальных документов с 1 марта 2020 года?
С 1 марта 2020 года ФНС России вносит изменения в форматы фискальных документов, утвержденные приказом от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ (далее – Приказ № 229). В основном поправки коснулись реквизитов кассового чека (БСО). Обо всех изменениях см. комментарий.
Какой отчет по НДФЛ подавать акционерным обществам за 2019 год?
С 1 января 2020 года отменена обязанность для налоговых агентов по НДФЛ заполнять приложение № 2 декларации по налогу на прибыль. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Указанное приложение составляли налоговые агенты, выплачивающие физлицам доходы по операциям с ценными бумагами, производственными финансовыми инструментами или по ценным бумагам российских эмитентов. В частности, приложение № 2 заполняли акционерные общества, выплачивающие дивиденды по акциям своим акционерам.
Теперь в отношении указанных доходов необходимо заполнять справки по форме 2-НДФЛ.
Декларация по налогу на прибыль за 2019 год представляется в налоговый орган не позднее 30 марта 2020 года (28 марта – выходной день).
Учитывая это, по мнению ФНС России, высказанному в письме от 12.12.2019 № БС-4-11/25567@, при составлении отчетности по НДФЛ за 2019 год налоговые агенты, выплачивающие доходы по ценным бумагам, вправе представить в налоговый орган приложение № 2 декларации по налогу на прибыль либо справки по форме 2-НДФЛ.
Однако необходимо отметить следующее. Поскольку специальных положений о переходе на новый порядок Закон № 325-ФЗ не содержит, целесообразнее данные за 2019 год отразить в справках по форме 2-НДФЛ. В то же время отражение данных в приложении № 2 декларации по налогу на прибыль не будет нарушением для организации.
В чем особенность уплаты НДФЛ, доначисленного в результате проверки в 2020 году?
ФНС России в письме от 10.01.2020 № БС-4-11/85@ разъяснила, как налоговому агенту, который заплатил за свой счет НДФЛ, доначисленный инспекцией по итогам проверки, учитывать эти суммы. Напомним, такая уплата возможна с 1 января 2020 года, если налоговый агент должен был удержать НДФЛ у физлица, но не сделал этого.
НДФЛ, перечисленный за счет собственных средств, не нужно удерживать из доходов работника, по которому установлено нарушение. Кроме того, у этого работника не возникает дохода в виде уплаченного за него НДФЛ.
На этом основании НДФЛ, доначисленный в результате проверки и уплаченный налоговым агентом за счет собственных средств, не следует отражать в расчетах 6-НДФЛ и справках 2-НДФЛ по соответствующим работникам.
Вступил в силу новый приказ с перечнями КБК для федерального бюджета на 2020 год и плановый период
С 21 января 2020 г. действует приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н (далее – Приказ № 207н). Он содержит коды (перечни кодов) бюджетной классификации, которые относятся к федеральному бюджету, бюджетам государственных внебюджетных фондов и применяются при составлении и исполнении этих бюджетов на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. Приказ № 207н заменил ранее действовавший приказ Минфина России от 06.06.2019 № 86н.
Приказом № 207н утверждены 87 приложений, из них приложения 10 – 87 – это коды направлений расходов целевых статей на достижение результатов федеральных проектов. Коды главных администраторов доходов бюджетов, главных администраторов источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, главных распорядителей средств этих бюджетов содержатся в приложениях 2, 5, 7 соответственно.
Для указания КБК при перечислении платежей в бюджеты в случаях, когда администраторами являются федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им казенные учреждения, государственные внебюджетные фонды, необходимо руководствоваться приложениями 1, 3 к Приказу № 207н.
Правила формирования и применения кодов бюджетной классификации, единых для всех бюджетов, утверждены приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. Документ содержит общие принципы формирования КБК и включает пять приложений.
Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н), который применялся в 2019 г., не распространяется на правоотношения при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 г. Фактически Порядок № 132н разделен на два (с поправками отдельных норм в связи с изменениями законодательства):
- общий для всех бюджетов – Приказ № 85н;
- для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов – Приказ № 207н.
Нужно ли казенным (бюджетным) учреждениям иметь специальный счет при расчетах с платежным агентом?
Органы государственной власти (местного самоуправления), а также находящиеся в их ведении казенные и бюджетные учреждения могут получать от физлиц денежные средства (доходы бюджета), предоставляя (к примеру) жилое помещение по договору социального найма.
Если денежные средства от физлиц поступают через платежного агента, поставщик обязан использовать специальный банковский счет. Без специального счета производить расчеты с платежным агентом нельзя (ч. 18 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).
В то же время бюджетные учреждения осуществляют операции с денежными средствами, а казенные учреждения – с бюджетными средствами через лицевые счета. Открытие иных счетов не предусмотрено (п. 4, 11 ст. 161 БК РФ, п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Федеральный закон от 27.12.2019 № 513-ФЗ устранил это противоречие. С 08.01.2020 органы государственной власти (местного самоуправления), а также находящиеся в их ведении казенные и бюджетные учреждения при расчетах с платежным агентом не обязаны использовать специальный счет.
Также Закон № 513-ФЗ предусматривает, что в случае приема взносов на капремонт общего имущества многоквартирного дома (соответствующих пеней) в качестве специального счета используется счет, на котором происходит формирование фонда капремонта.
Как применять КБК при реализации пилотного проекта?
В рамках пилотного проекта пособия по обязательному социальному страхованию рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами фонда. Перечень регионов, которые участвуют в пилотном проекте, приведен в п. 2 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 № 294. Этим документом также утверждены особенности финансового обеспечения выплат.
Работодатели уплачивают взносы на обязательное социальное страхование в полном объеме (без уменьшения на сумму обязательного страхового обеспечения). Вместе с тем ФСС РФ должен возместить страхователю расходы, которые тот ранее произвел за счет собственных средств:
- на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (перечень мероприятий, по которым возмещаются расходы, определен правилами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, далее – Правила № 580н);
- на выплату социального пособия на погребение, оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами (основание – ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, ст. 262 ТК РФ).
В порядках, которые устанавливают применение кодов бюджетной классификации (приказы Минфина России от 06.06.2019 № 85н, от 29.11.2017 № 209н), отдельно не упоминается о расходах и возмещении затрат страхователей (государственных, муниципальных органов, учреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами) в рамках пилотного проекта. Поэтому Минфин России в письме от 26.12.2019 № 02-05-10/102478 разъяснил, какие КБК указывать в таких случаях в 2020 г.
Расходы страхователя на приобретение за счет собственных средств товаров, работ, услуг в соответствии с п. 3 Правил № 580н отражаются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке со статьями (соответствующими подстатьями) КОСГУ:
- 220 "Оплата работ, услуг";
- 267 "Социальные компенсации персоналу в натуральной форме" – в части приобретения путевок на санаторно-курортное лечение работников;
- 310 "Увеличение стоимости основных средств";
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Поступление возмещения расходов в бюджеты от территориального органа ФСС РФ следует учитывать по соответствующим подстатьям и элементам доходов 000 1 13 02990 00 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат государства" в увязке с подстатьей 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ. Минфин России сообщил, что в проекте приказа о внесении изменений в Порядок № 209н для подобных доходов предусмотрена специальная подстатья 139 "Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации" КОСГУ. Она будет применяться после вступления приказа в силу.
Выплату социального пособия на погребение, оплату четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами необходимо учитывать по видам расходов 119, 129, 149 в увязке с подстатьей 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ. Возмещение в текущем финансовом году расходов, произведенных в том же финансовом году, отражается как восстановление кассовой выплаты по тем же кодам бюджетной классификации (п. 2.5.4 порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н). Корректировка применения видов расходов и КОСГУ предусмотрена в проектах приказов о внесении изменений в порядки № 85н, 209н.
Система "1С:Предприятие" – возможности программы
В программе "1С:Бухгалтерия 8" начиная с релиза 3.0.75:
1. Сервис "1С:Кредит" работает для всех регионов России. Сервис предназначен для отправки заявок на кредит и для получения ответа от банка прямо в программе (рис. 1). Заявка формируется в разделе "Банк и касса". Для отправки заявки на кредит необходимо наличие электронной подписи для ЭДО или для "1С-Отчетности".
Рис. 1
2. Внесены изменения в варианты учета по ПБУ 18/02 (Раздел: Главное – Учетная политика), рекомендуемый вариант – "Ведется балансовым методом" (рис. 2). Этот вариант основан на Рекомендации № Р-102/2019-КпР "Порядок учета налога на прибыль" Фонда НРБУ БМЦ. Подробнее о вариантах учета по ПБУ 18/02 см. здесь.
Рис. 2
3. Добавлен документ "Заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности" и журнал "Электронные трудовые книжки" (Раздел: Зарплата и кадры – Электронные трудовые книжки) (рис. 3). До 31 декабря 2020 г. работники должны представить работодателю заявление о сохранении бумажной трудовой книжки либо о переходе на электронную трудовую книжку. Сведения о поданном работником заявлении включаются в сведения о его трудовой деятельности, передаваемые в ПФР.
Рис. 3
В программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" (ред. 3) с релиза 3.1.12:
- Реализована форма СЗВ-ТД для сдачи сведений о трудовой деятельности сотрудников. О формировании отчета см. здесь.
ИС 1С:ИТС – информация на каждый день
Справочник хозяйственных операций "1С:Бухгалтерия 8"
В справочнике актуализированы статьи, посвященные отражению в программе операций:
- по настройке и печати учетной политики организации;
- по проведению реформации баланса и закрытию года;
- по формированию регистров бухгалтерского учета.
Подробнее см. новости Справочника хозяйственных операций. "1С:Бухгалтерия 8".
Справочники хозяйственных операций "1С:БГУ 8"
В связи с введением федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, изменениями бюджетной классификации и инструкций по учету актуализированы статьи по отражению в программе:
- выплаты заработной платы на банковские карты сотрудников;
- корректировки амортизации основных средств.
Также в справочники добавлены статьи, как в программе вести учет банковских гарантий.
Подробнее см. новости Справочника по 1С:БГУ 8 для казенных учреждений, Справочника по 1С:БГУ 8 для бюджетных и автономных учреждений.
Справочник "Виды расходов КРБ и коды КОСГУ на 2020"
Опубликована увязка видов расходов и кодов КОСГУ на 2020 г. В справочнике учтены новый порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, а также таблица соответствия видов расходов и статей (подстатей) КОСГУ на 2020 г. (информация Минфина России).
Подробности см. в справочнике "Виды расходов КРБ и коды КОСГУ на 2020".
Справочник "Учет по налогу на добавленную стоимость"
В справочник добавлена статья, описывающая порядок заявления в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0) налоговых вычетов налогоплательщиком, приобретающим работы у третьих лиц для создания НМА.
Подробнее см. новости справочника "Учет по налогу на добавленную стоимость".
Справочник "Учет при применении УСН"
В справочнике размещена статья о том, как в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0) при применении УСН отразить уменьшение налога на сумму пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня болезни, выплаченного за счет средств работодателя.
Подробнее см. новости справочника "Учет при применении УСН".
Помощник расчета страховых взносов для ИП за 2020 год
Все ИП (независимо от наличия или отсутствия наемных работников) обязаны уплачивать за себя страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. НК РФ установлена фиксированная величина взносов на 2020 год, подлежащих уплате до 31.12.2020. Однако физлицо может получить статус ИП в середине 2020 года или сняться с учета в качестве ИП до окончания года. Могут иметь место и иные случаи, когда в течение года предприниматель освобождается от уплаты взносов.
Новый помощник расчета страховых взносов для ИП учитывает все возможные ситуации. С его помощью можно рассчитать взносы на ОПС (в т.ч. с дохода за год свыше 300 000 рублей) и ОМС.
Подробнее см. здесь.
Раздел "Отчетность"
В раздел "Отчетность" добавлены статьи по составлению в программе "1С:Бухгалтерия 8":
- декларации по налогу на прибыль за январь 2020 года при уплате ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли (подробнее см. новости справочника "Отчетность по налогу на прибыль организаций");
- сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2019 год;
- расчета по форме 6-НДФЛ за 2019 год.
(подробнее см. новости справочника "Отчетность по налогу на доходы физических лиц");
- книги учета доходов и расходов при УСН за 2019 год;
- декларации по УСН за 2019 год.
(подробнее см. новости справочника "Отчетность по налогу при упрощенной системе налогообложения").
- декларации по налогу на имущество за 2019 год (подробнее см. новости справочника "Отчетность по налогу на имущество организаций").
- сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД;
- сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год
(подробнее см. новости справочника "Отчетность по персонифицированному учету").
Справочник "Кадровый учет и расчеты с персоналом в программах 1С"
В справочнике "Кадровый учет и расчеты с персоналом в программах 1С" актуализированы статьи до текущего релиза программ "1С:Предприятие 8".
Актуализированы практические примеры в рубрике "Расчеты с персоналом".
Подробнее см. новости справочника "Кадровый учет и расчеты с персоналом в программах 1С".
Справочник "Онлайн-кассы"
В случае торговли на розничных рынках, ярмарках (в выставочных комплексах, на иных предназначенных для торговли территориях) применять онлайн-кассу не нужно. Однако из этого правила есть ряд исключений, когда без онлайн-кассы не обойтись. Дело в том, что применение онлайн-кассы зависит от вида товара и места, на котором осуществляется торговая деятельность. Этому посвящен новый материал справочника.
Подробности см. в новости справочника "Онлайн-кассы".
Отвечает аудитор
Все пользователи программ 1С, заключившие договор 1С:ИТС уровня ПРОФ, могут получать бесплатные консультации экспертов по вопросам бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Наиболее интересные из них публикуются в ИС 1С:ИТС.
Вопрос месяца: На каких работников подавать данные по форме СЗВ-ТД за январь 2020 года?
Ответ:
Вместе с возможностью вести на сотрудников электронные трудовые книжки (то есть формировать по сотрудникам данные о трудовом стаже и трудовой деятельности в электронном виде в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ) для работодателей введена обязанность сдавать ежемесячную отчетность в ПФР по форме СЗВ-ТД. Форма утверждена постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п (далее – Порядок).
Форма СЗВ-ТД подается на каждое работающее физическое лицо, если с ним произошел один из случаев, поименованных в п. 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ), а именно:
- прием на работу;
- увольнение с работы;
- перевод на другую постоянную работу;
- подача заявления о выборе способа ведения трудовой книжки;
Также данные подаются, если (п. 2.5.3 Порядка):
- работодатель изменил наименование;
- работнику установили вторую и последующую профессию, специальность или квалификацию;
- суд своим приговором лишил работника права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности.
Таким образом, если в январе 2020 года с кем-либо из сотрудников произошло одно из событий, описанных выше, то в отношении этого сотрудника необходимо подать СЗВ-ТД в феврале 2020 года.
Если не было указанных кадровых мероприятий, то СЗВ-ТД за январь 2020 года не подается.
Аналогичные правила действуют в течение всего 2020 года.
Однако важно учесть следующие моменты:
- в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ (который ввел электронные трудовые книжки) до 31 декабря 2020 года все сотрудники подают заявление о выборе способа ведения трудовой книжки;
- если по сотрудникам не будет кадровых движений весь 2020 год, то до 15 февраля 2021 года по ним все же необходимо представить данные о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года (пп. 2 п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).
Другими словами, на работников все равно придется подать данные по форме СЗВ-ТД хотя бы однажды – либо при подаче заявления о выборе формы ведения трудовой книжки, либо о трудовой деятельности на 1 января 2020 года.
Также отметим, что в настоящее время законодательство не содержит норм об ответственности за неподачу сотрудником заявления о выборе способа ведения данных о трудовой деятельности. Более того, в статье 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ установлено, что:
- сотрудники, которые не смогли подать это заявление до 31.12.2020 (например, по причине болезни и т.п.), могут сделать это позднее;
- по сотрудникам, которые не подали заявление, работодатель продолжает вести бумажные трудовые книжки.
Другие интересные вопросы за последний месяц:
- 20.01.2020 Можно ли уволить за опоздание на работу?
- 21.01.2020 Как определить, подлежит организация обязательному аудиту или нет?
- 27.01.2020 Можно ли округлять заработную плату до рублей?
- 29.01.2020 Какие отпуска отмечаются в форме СЗВ-СТАЖ с кодом "ДЛОТПУСК"?
- 30.01.2020 Можно ли округлять суммы пенсионных страховых взносов к уплате в 2020 году?
- 30.01.2020 Нужно ли переносить в СЗВ-ТД все данные из бумажной трудовой книжки?
Вопрос месяца (для госсектора): Как казенному учреждению отразить в учете штраф за нарушение правил дорожного движения?
Ответ:
За административные нарушения в области дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме (камерой), ответственность несет собственник (владелец) транспортного средства (ч. 1 ст. 2.6.1. КоАП РФ). Таким образом, за нарушение ПДД работником, который управлял транспортным средством, принадлежащим работодателю, платит работодатель (учреждение).
Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Расходы на уплату штрафа ГИБДД в положениях Порядка № 209н прямо не поименованы. По экономическому содержанию штраф ГИБДД является санкцией за нарушение правил дорожного движения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 – 294, отражаются по подстатье 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ (п. 10.9.5 Порядка № 209н).
Применяется увязка подстатьи 295 КОСГУ с элементом видов расходов 853 "Уплата иных платежей" (п. 48.8.5.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06 2019 № 85н, далее – Порядок № 85н). Разъяснения даны в письме Минфина России от 27.09.2019 № 02-05-10/74927.
В инструкциях по бухгалтерскому учету не предусмотрено специального счета для учета штрафов. Любые штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты, могут учитываться на счете 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).
В соответствии с п. 104 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), начисление и уплата штрафа отражаются записями:
Дебет КПС (КРБ 853) 1 401 20 295 Кредит КПС (КРБ 853) 1 303 05 731 – начислена задолженность по уплате административного штрафа;
Дебет КПС (КРБ 853) 1 303 05 831 Кредит КПС (КРБ 853) 1 304 05 295 – уплачен административный штраф за нарушение ПДД.
Работодатель после уплаты штрафа за нарушение работником ПДД может привлечь виновника к ответственности в виде возмещения работодателю суммы штрафа. Сумма штрафа, уплаченная организацией в связи с нарушением ее работником ПДД, представляет собой прямой действительный ущерб, т.к. влечет реальное уменьшение имущества работодателя (письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1). Под прямым действительным ущербом понимается необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты (ст. 238 ТК РФ).
Согласно ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Таким образом, работник обязан возместить ущерб, причиненный учреждению, который выразился в необходимости для учреждения выплатить штраф.
По общему правилу компенсация расходов виновным лицом отражается в бухгалтерском учете как начисление доходов. В соответствии с пп. 220, 221 Инструкции № 157н для отражения расчетов по возмещению ущерба или компенсации расходов применяется счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
Согласно п. 9.4.4 Порядка № 209н доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу учреждения относятся на подстатью 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ. Подстатья 144 КОСГУ применяется в увязке со статьей 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.4 Порядка № 85н).
В соответствии с п. 86 Инструкции № 162н начисление задолженности работника, виновного в причинении ущерба учреждению, отражается записью:
Дебет КПС (КДБ 140) 1 209 44 567 Кредит КПС (КДБ 140) 1 401 10 144 – начислена задолженность работника, виновного в причинении ущерба учреждению.
Доходы, полученные казенными учреждениями, отражаются в доходах бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ). Следовательно, денежные средства, полученные от сотрудника в возмещение ущерба, должны быть направлены в доход бюджета, т.е. перечислены на лицевой счет администратора кассовых поступлений доходов бюджета по данному коду КДБ.
Другие интересные вопросы за последний месяц (для госсектора):
- 23.01.2020 По каким КБК возмещать расходы аптекам, которые отпускают лекарства беременным женщинам?
- 23.01.2020 По каким КБК отражать доходы от реализации готовой продукции?
- 20.01.2020 Как учесть и отразить в отчете (ф. 0503738) удержание неустойки за нарушение сроков поставки товара?
Задать вопрос аудитору можно по адресу: itsprof@1c.ru
По материалам https://its.1c.ru/docs/hot/